Нужно ли изобретать твердотопливный котел, когда промышленность наладила их массовый выпуск в расчете на самого требовательного потребителя? Так или, по крайней мере, так считаешь, когда заходишь в магазины по продаже котлов и теплового оборудования. Но, оказывается, и здесь еще есть место для свежих идей. Вот только один из примеров, когда котел, собранный, можно сказать, из металлолома по своим показателям превосходит многие заводские образцы.
Котел имеет отдельную топочную камеру, над которой расположен теплообменник. Топочная камера и теплообменник изготовлены из старых колесных дисков автобуса Daewoo. По мнению автора, горячая топка имеет ряд преимуществ перед котлами с водяной рубашкой. Такая топка не охлаждается теплоносителем и позволяет сжигать сырые дрова. Кроме того, на стенках топки не образуется смола, которая доставляет много неприятностей владельцам котлов с водяной рубашкой.
Топка футерована огнеупорной глиной. Футеровка армирована металлической сеткой от старой кровати, прихваченной сваркой к стенкам топки. В нижней части топки имеется колосник, выполненный из автомобильных рессор. Толщина колосника около 60 мм, что позволяет нагреваться проходящему через него воздуху. Для дожига пиролизных газов, образующихся при сгорании дров, в топочной дверце из обрезка трубы сделано дополнительное поддувало с заслонкой. Большая длина топки позволяет загружать поленья длиной до 70 см.
Благодаря такой конструкции котла, весь теплообмен происходит в верхней камере – в теплообменнике с дымогарными трубами. Теплообменник имеет 41 трубу с внутренним диаметром 40 мм и длиной 30 см. Для чистки труб в теплообменнике имеются две крышки. Горячие газы из топки поступают в теплообменник, проходят через систему труб и направляются к дымоходу. Дымоход изготовлен из цельной трубы диаметром 200 мм и длиной 8 м.
Котел подключен к системе водяного отопления, заполненной 200 л воды. Вся эта масса воды нагревается до 100 градусов за 20-25 минут при заполнении топки дровами на 80%. По мнению автора этой разработки, мощность котла достигает 50 кВт при очень приличном КПД.